Самое неприятное наследие, доставшееся независимому Казахстану после развала СССР это расколотое общество страны. С далёких времён колонизации Казахстана Россией на казахской земле появились русские колонисты, численность которых росла из года в год вплоть до обретения Казахстаном своей независимости от России.
Первыми колонистами были русские казаки, которые опоясали своими казачьими станицами и форпостами всю территорию Казахстана. Таким образом, казахи оказались в изоляции от внешнего мира, а Россия получила военизированные опорные пункты для дальнейшего проникновения на земли казахов. Казахи, продолжая заниматься традиционным животноводческим производством на своих степных просторах, теперь вели торговлю с растущими вокруг и внутри Казахстана русскими поселениями и городами. Русские и русский язык становились единственными для казахов проводниками во внешний мир. Так с годами в Казахстане появилось два сообщества: казахское и русское. Русское сообщество со временем добавлялось другими этническими группами, такими как украинцы, белорусы, поляки и т.д. Для казахов все пришельцы с запада были “русскими”, также как для русских все живущие на востоке были “татарами”. Казахам было не до того чтобы запоминать и отличать все сто с лишним народностей поселившихся в Казахстане без их желания и приглашения. Казахам нужно было выживать на собственной земле. Выживать как биологически, так и духовно. Казахи сокращались не только пропорционально, но и количественно в связи с политикой колонизаторов направленной на полное уничтожение казахов, как физически, так и ассимиляцией и русификацией. Разрушение казахских традиций и уклада жизни за период русской колонизации привело к тому, что была разрушена также традиционная многодетная казахская семья. Это являлось существенным фактором в падении численности казахов даже в годы сравнительно благополучные как в Казахстане, так и во всём Советском Союзе. Так при исходной численности в 11,8 млн. населения в Узбекистане в 1970 г. количество населения Узбекистана выросло до 15,8 млн. в 1980. Прирост за десять лет составил 4,0 млн. В тоже время в Казахстане при исходной численности в 13,0 млн. населения в 1970 году, население республики выросло до 14,8 млн. в 1980. Прирост за десять лет составил 1,8 млн. Следует учесть при этом, что численность казахов в Казахстане составляла лишь 30%. от всего населения. За последующие годы, вплоть до обретения независимости, численность населения Казахстана выросла до 16.8 млн., а в Узбекистане население выросло до 21 млн. Таким образом, при почти равных стартовых величинах в 1970, численность населения в Казахстане выросла на 3.8 млн., а в Узбекистане она выросла почти на 10 млн. т.е. численность прироста узбеков за 20 лет больше чем составляет всё казахское население в Казахстане на сегодняшний день.
Разрушение казахского общества в Казахстане по численности также сопровождалось распадом казахов на два сообщества: казахов говорящих на родном языке, преимущественно сельских и русскоговорящих, преимущественно городских жителей. Элитные городские казахи это преимущественно дети и внуки бывших государственно-партийных работников, академических учёных и преподавателей вузов, сделавших карьеру в советский период. Казахов в качестве пролетариата практически не существовало. Таким образом, казахи в Казахстане составляли две группы населения: крестьяне и интеллигенция. Крестьяне легко подавлялись, а интеллигенция легко управлялась. Революционный пролетариат просто не имелся, поскольку ему не дано было зародиться из-за его потенциальной опасности для правящей власти.
В итоге современный Казахстан разделён на две крупные этнические группы: казахи и русские. Сами казахи разделены на две группы: казахскоговорящие и русскоговорящие. Кроме казахов и русских в Казахстане проживают другие этнические группы, которых некоторые ведомства насчитывают до сотни. Все представители этих групп являются гражданами Казахстана, а значит, обладают равными правами. Фактически это не так. Разные группы обладают разными возможностями на право благополучного проживания в стране.
Рассмотрим сначала мотивацию проживания представителей каждой из групп населения в Республике Казахстан.
Казахи, говорящие на родном языке хотят жить в стране, где они чувствовали бы себя не только как титульная нация, чьё имя носит страна, но играть авангардную роль на своей исторической земле. Они хотят сами управлять своей страной, хотят сами представлять страну на международном уровне, представлять все слои общества от животновода до врача, от рабочего завода до бизнесмена, одним словом, сами хотят быть хозяевами своей судьбы и всей страны. Они хотят, чтобы страна имела казахское лицо, не в смысле антропологического понятия, а в смысле возрождённой и развитой казахской культуры, казахского языка, казахских обычаев и т.д. Они не хотят, чтобы за них это делали другие этносы, как это было в колониальные времена и как это остаётся в настоящем. Они не хотят, чтобы умер казахский язык, и умерли казахские обычаи и вся казахская культура. Они не хотят, чтобы от казахов осталось только название страны.
Казахи, не знающие родного языка в подавляющем большинстве хотят того же чего хотят казахи, знающие свой родной язык. Но поскольку они не могут говорить по-казахски, то они хотят видеть в Казахстане тоже, что казахи, говорящие на родном языке, но только на русском языке и в русской интерпретации. Они рассуждают с позиции того, что казахский язык не в состоянии развиться до нужного уровня, и вообще, какая разница на каком языке представлено государство. Типа, Америка, Австралия, Канада говорят на английском и не пропали. Латинская Америка говорит на испанском и португальском языках и тоже не пропали. Не трудно представить, как будет выглядеть страна, если казахский язык вымрет, и все будут говорить на русском языке или английском языке. Международной общественности абсолютно всё равно, на каком языке разговаривают граждане страны. Может только в ЮНЕСКО группа по охране вымирающих языков включит казахский язык в список языков, который надо сохранить на звукозаписывающих носителях, чтобы будущие лингвисты могли ознакомиться со звучанием одного из вымерших языков.
Эти казахи думают, что если в паспорте будет написано казах, то все будут знать, что он и есть, тот настоящий казах, и его дети, заглянув в паспорт отца или матери скажут с гордостью - а мы оказывается настоящие казахи. Да может название то останется, да суть будет уже другая. Некоторые казахи сегодня остаются казахами, лишь потому, что у них фамилии казахские или лица монголоидные. Не будь того и другого, то уже будут русскими. В советское время дети от смешанных браков, стеснялись своей казахской наследственности, и выдавали себя за русских или татар, в зависимости на кого были больше похожими. Иногда наоборот, потом говорили что, они казахи, если это способствовало росту по службе. Некоторые русскоязычные казахи обрели комплекс неполноценности из-за того, что имели монголоидное лицо. Это было как бы признаком второсортности. Казахи легко распознавались по внешности, а все остальные могли сойти за русских. Быть казахом тогда было, как бы, не престижно. Все эти элементы собственной неполноценности русскоязычные казахи принесли в независимый Казахстан и стали отмежевываться от казахов говорящих на родном языке. Они стали называть их “мамбетами”, т.е. отсталыми казахами, считая себя при этом продвинутыми казахами.
Третья группа это этнические русские, которые благополучно живут в стране и считают Казахстан своей родиной, поскольку родились на этой земле и выросли на ней. Их устраивает независимость Казахстана, и некоторые искренне гордятся своим казахстанским гражданством. Когда они оказываются за пределами Казахстана, то некоторые из них даже называют себя казахами. Их устраивает независимость Казахстана, как устраивала английских колонистов Америки независимость от Великобритании. Их мотивацией является материальная выгода от независимости. Им всё равно как называется страна, кто живёт в этой стране. Важно иметь преимущества от независимости страны. Важно чтобы они сохраняли свой приоритет над коренными жителями и другими этносами этой страны. В своё время, например в Венесуэле, потомки испанских колонистов вместе с метисами, потомками испано-индейских браков, сражались за независимость от Испании. Коренные жители в последующем в большинстве были уничтожены болезнями и нищетой, а выжившие стали представлять третьесортное меньшинство вместе с потомками африканских рабов. В современной Венесуэле наиболее богатым и элитным слоем являются потомки испанцев и выходцы из европейских стран, следующим по престижности являются метисы, а затем уже все остальные. Метисы выстраивают свою значимость в обществе по цвету кожи, чем белее кожа, тем престижнее. Не кажется ли, что некоторым русским такая модель развития Казахстана была бы по душе. В Казахстане уже сложились предпосылки к подобной модели развития страны. Русский язык вписан в Конституцию РК наравне с казахским языком. В стране как статус-кво с прошлых времён господствует русский язык, без него никуда - ни работы, ни карьеры. Правительство говорит и пишет на русском языке. Одним словом, благоприятнейшая среда проживания для русских. Что в России, что в Казахстане. В Казахстане даже ещё лучше, здесь они имеют больше преимуществ и меньше конкурентов. Коренные отстают от развития, да и с казахским языком им далеко не уйти. Пока казахи выучат русский язык, русские уже заняли лучшие позиции в обществе, особенно в бизнесе, где доходы в разы больше чем на любой государственной должности. При этом они унаследовали от своих родителей преимущества городского жительства, т.е. лучшее образование, родственные или дружеские связи, городской менталитет и даже дома или квартиры. Тогда как казахи должны были всё начинать с нуля, прорвавшись в города практически нищими, без жилья, без должного образования и без нужного русского языка. Теперь отсюда спрогнозируйте, кто победит в конкуренции за выживание. Русский или казах? Это как спросить кто победит на дистанции в беге, тот, кто стартовал первым или тот, кто опоздал с выходом на старт на несколько минут позже и стал бежать босыми ногами. Так вот, казахи опоздали из-за русской колонизации в своём развитии, как минимум, на столетие и теперь им остаётся лишь догонять своих бывших угнетателей и более удачливых соперников.
Остальные этнические группы, отцы и деды которых вольно или невольно поселились в Казахстане в прошлые десятилетия, добавляют множество трещин в расколотое общество. Каждая группа проживает в стране со своим языком и своим этническим самосознанием. Жестко подавляемые в прошлом репрессивным колониальным режимом, они практически были лишены всяких человеческих прав. Например, немцам, чеченцам, курдам и многим другим меньшинствам запрещалось проживать в городах, получать образование на родном языке и т.д. С приобретением независимости Казахстаном, большинство ранее подавляемые этнические группы стали возрождать свои этнические корни, свою культуру и устанавливать связь со своей исторической родиной. Многие из них рассматривают Казахстан как привычную и удобную среду проживания и не более. Некоторые народы стали объединяться неформально в закрытые кланы и формировать этнические диаспоры в целях выживания или улучшения своего благополучия, когда нет гарантии защиты их интересов при диктаторском правлении. При таком положении диктаторская криминальная власть в стране для подчинения и приручения этнических формирований создали так называемую Ассамблею Народов Казахстана. В эту правительственную структуру ввели всех главарей национальных групп и как бы на законном основании поставили в подчинение самому главному предводителю, самому президенту страны. Теперь, например, главарь чеченской мафии, не только платит дань своему босу, но и поддерживает его в политической жизни страны. Он непременно заставляет всех чеченцев голосовать на выборах за Елбасы. То же самое делает главарь корейской мафии и другие предводители своих этнических групп.
Вместе с этническим разделением казахстанское общество также размежёвано на разные религиозные конфессии. Русское сообщество однозначно в своём большинстве определилось со своей традиционной исторической православной религией. Их греческая ортодоксальная религия централизовано управляется российским духовенством. Наряду с этим, правительство России опирается на духовенство и призывает всех русских объединяться под единой религией по принципу – “один народ, одна религия”. Всё это способствует консолидации русской общины Казахстана.
Напротив, казахская община, не имея прочных религиозных корней в прошлом и лишённая всякой религиозной духовности в советский период, начала восстанавливать своё традиционное историческое мусульманство с нулевого уровня. Казахские мусульмане используют опыт иностранных мусульманских государств, зачастую слепо копируя традиции арабских стран. Русскоязычные казахи, в своём большинстве, сохранили свои атеистические взгляды, насаждённые во время господства коммунистической идеологии. Некоторые казахи рассеялись по различным христианским и другим религиозным сектам. Казахское правительство в отличие от русского правительства практически не управляет религиозными процессами в казахстанском обществе. Правительство, состоящее, в основном, из бывших коммунистов не имеет желания возрождать мусульманскую религию и опираться на неё. Напротив оно опасается казахской религиозности, усиливающей казахский национализм. Это правительство под видом борьбы с мусульманским терроризмом расправляется с оппозиционно настроенными казахскими патриотами.
Из всего вышесказанного возникает вопрос. По какому пути идёт развитие Казахстана? Если с развитием страны в экономическом аспекте боле или менее всё ясно, то с развитием страны в социальном аспекте много неясного и нежелательного. То, что экономика Казахстана пошла по сырьевому пути развития, то это можно назвать большим везеньем. Благодаря минеральным богатствам недр страны Казахстан обеспечил себе неплохое материальное существование. Экспорт минерального сырья обеспечил доходы Казахстанским гражданам в расчёте на душу населения больше чем в других странах Средней Азии и Закавказья. Например, в 2012 г. доход на душу населения составил $14,1 тыс. на человека, что в 4 раза больше чем в Узбекистане и всего на $3,9 тыс. меньше чем в России. Такое положение удовлетворяет правительство и большинство населения Казахстана. Хотя расчёт на экспорт минералов является большим риском для экономики страны и даже катастрофическим в случае падения спроса и цен на сырьё. Но сегодня это почти никого не волнует, поскольку правительство успокаивает население валютными запасами от продажи сырья и почти неисчерпаемыми запасами полезных ископаемых в недрах страны.
Если же рассматривать социальное развитие страны за прошлые годы независимости и намечаемые тренды, то радужной картины мы не заметим.
Как мы видели из вышеуказанного анализа расколотого общества, главным фактором в социальном тренде остаётся статус-кво колониального прошлого. Плодами такого развития страны является плачевное состояние казахского народа, казахского языка и казахской культуры. Если казахский народ окончательно обрусеет, но выживет хоть и в новой формации, то казахский язык, наверняка, умрёт, а казахская культура станет музейной и сувенирно-туристической.
Если в современном Казахстане произойдут какие-либо сдвиги в сторону от намеченного тренда, то что-то ещё может измениться, возможно, к лучшему для казахов и казахского языка. Такие повороты могут произойти либо спонтанно, инстинктивным бунтом казахов, подобно тому, как стадо быков, загоняемое на скотобойню, зачуяв запах крови, инстинктивно начинают сопротивляться предстоящей бойне. Даже не вериться, что казахи могут окончательно потерять инстинкт самосохранения. Ведь каждый должен понимать, что если потеряешь свой язык, то потеряешь достоинство, страну и свою родину. Но если инстинкт самосохранения вдруг пробудится, то будет жестокий казахский бунт. Последствия такого бунта трудно предсказуемы.
Если же у русскоязычной казахской интеллигенции наряду с инстинктом самосохранения проснётся ещё и национальное самосознание, то они могут выбрать цивилизованный способ возрождения казахского народа и спасти его от вымирания. Они могут повести казахский народ к гражданскому неповиновению и заставить правительство изменить курс негативного развития страны в более благоприятную сторону. При этом возможны два наиболее вероятных исхода от таких событий. Первый, это заменена назарбаевской прорусской колониальной диктатуры на казахскую националистическую диктатуру с сильным независимым от русского или иного иностранного воздействия лидером. Второй, это выбор демократического пути построения общества.
С диктатурой как бы всё понятно. Жили при диктатурах много лет и знаем как она работает и в чью пользу она может работать. Это как бы вчера было так, а теперь будет всё наоборот. Было всё русское на первом месте, теперь будет всё казахское на первом месте. Всё решается быстро в пользу казахского языка и казахского народа. В течении нескольких месяцев казахский язык переходит на латинский шрифт, русский язык выводится из конституции страны, открытию казахских школ приоритет также как и в обеспечении кадрами и учебниками и другим школьным оснащением. Одним словом, будет осуществляться тотальная казахизация страны на коротком отрезке времени подобно тому, как проводилась русификация Казахстана до сегодняшнего дня. На проводимые акции будут и соответствующие реакции. Русские будут протестовать и требовать статуса русского языка наряду с казахским языком. Возможен отток русского населения на историческую родину. Вместе с оттоком русскоязычного населения страна потеряет значительное число квалифицированных кадров, что временно приведёт к стагнации в некоторых сферах малого и среднего бизнеса. Ухудшению в сферах обслуживания и здравоохранения. Российское правительство начнёт оказывать политическое и экономическое давление на Казахстан, что приведёт к потерям в экономике и ухудшением отношений, вплоть до военного вмешательства и угрозы отделения северных областей от Казахстана. Значительно ухудшится имидж страны в международном плане. Международные институты по правам человека будут говорить об ущемлении прав русскоязычного меньшинства в Казахстане.
Напротив, демократический путь развития Казахстана, прежде всего, устроил бы международную общественность. Однако сегодня страх населения Казахстана от демократизации сохраняется во всех группах. Так, казахи боятся, что значительное число русских вместе с другими русскоязычными этническими группами захватят большинство в правительстве и будут продолжать господствовать в стране. Опять чаяния и интересы казахов будут отодвинуты в сторону, а правительство будет действовать в пользу не казахского большинства.
Русская этническая группировка, в свою очередь, боится демократического строя из-за того что произойдёт объединение казахов с русскоязычными казахами и другими группами мусульманского и тюркского населения. Тогда русские могут оказаться в меньшинстве и начать терять своё господство в Казахстане. Поэтому сегодня это основной социальный и политический фактор, который заставляет все группы населения поддерживать диктатуру Назарбаева, который как бы является оплотом гарантии “стабильности” в стране. Такое положение в Казахстане будет продолжать препятствовать становлению демократии, пока казахская и русскоязычная интеллигенция не осознают, что демократический путь принесёт выгоду всем слоям общества, как в этническом аспекте, так и в социальном. События в Казахстане показали, что этнически русский Владимир Козлов со своей партией пришёл на помощь к бастовавшим казахам нефтяникам. Диктаторский режим Назарбаева незаконно осудил Козлова за его благородную миссию по защите бесправных казахов. Русские адвокаты Наталья Соколова и Александр Пястолов приехали защищать социальные и материальные интересы жанаозенских нефтяников, которые являлись этническими казахами, не владеющими русским языком, а потому были беспомощными перед государственной юридической машиной, функционирующей на русском языке. Диктаторский режим Назарбаева незаконно засудил Соколову за её благородную профессиональную деятельность. Этот же режим в итоге безжалостно расстрелял бастующих нефтяников, являющихся коренными жителями страны. И стреляли, причём прицельно, по казахам такие же казахи, только одетые в полицейскую форму и возможно не знающие казахского языка. А ведь ни один русскоязычный казах-адвокат из столичных городов не поехал помогать своим бедствующим соплеменникам. Даже из этих примеров видно, почему режим Назарбаева препятствует демократизации страны. Дело в том, что демократический строй страны и демократическое правительство защищают не только интересы большинства, но также отстаивают права меньшинств и объединяют людей разных этнических групп в отстаивании своих законных прав. Принцип сегодняшнего диктатора – “разделяй и властвуй” – потеряет свою силу.
Так, например, Мухтар Шаханов со своими единомышленниками в демократическом государстве сможет открыто, не опасаясь преследований за “разжигание социальной розни”, в парламенте страны отстаивать права казахов на полное функционирование казахского языка в казахском государстве. Вместо этого, он и ряд других известных казахских интеллектуалов, как нищие, выпрашивают право на выживание казахского языка на своей родине у преступного казаха-диктатора, который игнорирует их просьбы и откладывает важные решения по возрождению, развитию и функционированию казахского языка на долгие годы. По-видимому, в надежде, что казахский язык вскоре умрёт и тогда уже не будет необходимости морочить себе голову не нужной для него проблемой. А может и в нежелательных для себя мыслях, что сам вскоре умрёт, а после него хоть потоп. Оживляйте после меня свой казахский язык, если сможете, а мне уже будет “бәрібір”.
Демократический путь развития позволит перейти стране с русского языка на казахский в кратчайший срок и без социальных неурядиц и экономических потерь. Перейти с одного языка на другой язык в динамически функционирующем государстве, это как пересадить пассажиров без ущерба с одного движущегося на полной скорости поезда в другой поезд, движущий на параллельных путях и при этом не потерять скорость движения этого нового состава. Это непростая задача и для её решения нужна воля народа и поддержка правительства. Для её реализации нужен научно обоснованный проект с календарными сроками по её внедрению. Проект должен быть одобрен народом, а правительство должно отчитываться перед народом за каждый этап её внедрения. Это возможно только при демократическом строе в Казахстане. Казахскому народу не надо ждать милостей от диктатора, а нужно брать свою судьбу в свои руки.
women who cheat on husbands
click here women will cheat
meet and cheat
link why do women cheat on husbands
what makes husbands cheat
cheat wife why do married men cheat
read here
why do women cheat on husbands
abortion clinics in miami
read abortion at 4 months
how do you know your wife cheated on you
click my wife cheated now what do i do
married affairs sites
anvly.com boyfriend cheated on me
discount prescriptions
click walgreens coupon code for photos